На яхте с семьей Суриковых

Семья Суриковых известна в своём кругу. И этому есть обычное объяснение: они живут на яхте семьей. Уже три года они путешествуют по всему миру на своём судне и, кажется, очень счастливы. История их семьи началась шесть лет назад. За это время они объездили Россию вдоль и поперек и проехали всю Европу. Елена из Севастополя, её муж Василий – из Молдавии. Встретились они в Москве, а история их семьи берёт начало в рыбацкой деревушке на берегу холодного Баренцева моря Териберка (той самой, где проводились съёмки фильма Андрея Звягинцева «Левиафан»). Затем Елена увезла мужа в Крым, где они жили в палатке, а позже он увез её за полярный круг с сотнями километров белоснежной тундры, низкими облаками и северным сиянием. Путешествия стали неотъемлемой частью семьи, а приключения – замечательным аккомпанементом за шумным столом в их необычном доме, где бывают гости со всего мира. 

С чего всё начиналось?

Путешествия и смена места – это уже сильная зависимость. Нам тяжело находиться в одном месте больше недели. Когда мы жили в Москве, я не могла усидеть на месте: прыгала за баранку маленькой BMW и летела в Питер, в Сочи, Киев... Новые места манили неизвестностью. 

Мне повезло, что мы с Васей (муж – прим. ред.) очень похожи: стоит одному предложить дерзкую идею, как другой ее подхватывает. В нашем авто было все спортивное снаряжение, палатки, гидрокостюмы, одежда на все сезоны года. Благодаря Васиной мечте – собрать всех родных, которых разбросало в послевоенное время по всему миру, – побывали во всех уголках западной и центральной России, позади осталась вся Европа. Как же добраться до Австралии и Новой Зеландии, а Штаты? И тут закралась шальная идея: можно поменять машину на яхту! Я случайно узнала, что яхты не только для избранных, что любой может пойти на курсы и стать шкипером. Так за спиной появилась двухнедельная отметка с морской практикой в Турции и корочка шкипера RYA за 1400 евро. 

Я всегда любила море. Оно живое. Спокойное и ласковое или бурное и грозное – это всегда необъятная сила, к которой можно немного прикоснуться.

А может и жить на яхте можно? Да, можно! Так начались долгие и интересные полтора года сбора информации. Впереди было много вопросов. В 2014 году русских семей, живущих на яхтах мы знали только две. За 4 года нас стало около 10, не так много по сравнению с сотнями тысяч французов, немцев, голландцев... Поэтому у нас ушел год на сборы всей необходимой информации по русским и зарубежным источникам. Да и заработать нужно было на саму яхту, ведь крупных банковских вкладов у нас не было. Это только подстегнуло нас двигаться быстрее и быть еще более устремленными. По правде говоря, совершенно не знали, будет ли его укачивать на воде. Помчались за новой мечтой и совершенно не догадывались, как круто изменится наша жизнь

Каково это жить на яхте семьей?

Когда я говорю, что мы живем на воде, все представляют себе роскошную большую яхту, а нас – в белом и полосатом. И обязательно босиком по тиковой палубе с бокалом фреша и на фоне воды кристальной чистоты. Друзья, это неправда. Конечно, любим надевать белое, да и по палубе всегда ходим босиком. Проснувшись, прыгаем в чистейшую воду и плаваем пока не надоест, спим от пуза и уже устали есть осьминогов... Но жить на яхте физически трудно. После беременности я прихожу в себя уже на второй месяц, у меня шикарный бицепс и форма, о которой я мечтала в универе, когда с утра до вечера занималась на скалодроме. В первый месяц у нас болело всё, всё тело было покрыто синяками и ссадинами. Так проходит адаптация. Качка есть всегда, и у вас будут болеть мышцы, о существовании которых вы даже не догадывались

Наверное, те, кто прогуливаются в маринах и любуются на нас, дорисовывают огромные капиталы, а ведь никто не догадывается, что жизнь на яхте – это всегда умение экономить, обходиться самым необходимым и уметь выживать в суровых условиях. Закончилась пресная вода, что делать? А вы знали, что ее можно добыть даже из рыбы. Нет еды? Ловим рыбу, охотимся, в крайнем случае собираем креветок с понтона на штаны. А если совсем все закончилось и до берега далеко? Протеин и сухофрукты – неделю вы сможете активно управлять яхтой, бросать и доставать якорь и не ощущать усталости.

В нашем мире нет возрастов, национальностей и религий. Моряки – свободные от всего этого люди. Всегда готовы прийти на помощь, между нами нет никаких барьеров. Никто не натягивает на себя «идеальную маску», мы – настоящие. Ведь нет смысла быть кем-то другим перед человеком, которого ты можешь больше никогда не увидеть. 

Мы часть «живой природы». В городах прячемся за стенами и домами и лишь изредка выбираемся из зоны псевдо-безопасного проживания, чтобы поплавать в море, подняться на гору. Становимся мягкими и зависимыми от всего, что воздвигаем вокруг себя, и незаметно превращаемся в обслуживающий персонал своих вещей. Жизнь может быть намного увлекательнее и поменять все очень просто. Мы не ракушки, приросшие к камню. Нам мало нужно для полноценной и счастливой жизни. За 250 евро можно замечательно прожить месяц на Ибице или в Галисии, Германии, Португалии – да где угодно. Океан учит быть самодостаточным, легким, экономным и в крайней степени эффективным. 

Немало людей живут на яхте семьей: это дешевле, чем снимать квартиру. В Швеции или Финляндии иметь яхту так же естественно, как и иметь велосипед. А в России такой образ жизни преподносится, как роскошь.

Вся шелуха берега остается на берегу, там где вы шагнули по трапу на палубу. Именно там начинается настоящая жизнь, у каждого появляется возможность увидеть себя настоящего, понять свои и только свои желания, смаковать свои никем не навеянные мысли. Этот дар океан предлагает молча каждому

Как выбирали яхту и как на ней все устроено

Черногория, Средиземное море, июль. Филиппу (сын – прим. ред.) два месяца. Нашли русских яхтсменов из Севастополя, которые уже давно путешествуют и катают на яхтах. Они по-семейному нас приняли и позволили пытать себя вопросами. Нам важны были надежность, а значит лодка должна быть построена для северных морей, также оборудование и уют в салоне. Собрали список из 150 яхт в 11 странах. Прыгнули с карапузом в авто и уехали в Нидерланды, потом Германия, Дания... У нас ушло две недели: посмотрели четыре лодки, наша была пятой. Голландская Van de Stadt Pionier 10, 1972 года. Она была идеальной! Ударили по рукам, оплатили 9900 € и переехали в тот же день на воду. Так мы стали жить на яхте семьей, стали людьми моря.

Вышли на юг 15 сентября. Впереди неизвестность и Атлантический океан. По-настоящему большая вода и бесчисленные проверки на прочность яхты, наших умений и того, насколько мы готовы жить по-новому. За три года плавания посетили и заново открыли с воды для себя Германию, Бельгию, Францию и ее чудесную Бретань с белоснежными берегами и вкуснейшими пирожными, всю Испанию. Прошли у берегов всей Португалии, хотя многие проскакивают ее и сразу берут курс на Мадейру, а у Португалии есть чем удивить любого путешественника!

За все время плавания нас ни разу не посещала мысль вернуться на берег окончательно. За эти три года на суше мы провели только 2 месяца, да и те нам потребовались, чтобы родить нашу вторую юнгу.

Старший сын Филипп

Младшая дочь Оливия

Мы хотели, чтобы наша первая лодка была крепкой и надежной, поэтому выбрали яхту, построенную в скандинавских странах с запасом прочности для суровых северных морей. Специально смотрели лодку 70-80х годов. Во-первых, они сравнительно дешевле, а во-вторых, пластик этих годов самого лучшего качества. После 90-х на пластике стали экономить, и проблема с осмосом стоит намного острее, чем у более взрослых яхт.

Набор оборудования сначала поверг меня в шок, а потом успешно прошли с ним из Северного моря через Атлантику в Средиземное, шли неспешно, по несколько месяцев задерживаясь в красивых и интересных местах:

  • эхолот 70-х годов
  • компас
  • GPS приемник
  • набор спас-оборудования (причем от страны регистрации список и сроки проверки разнятся, а в Нидерландах так вообще не обязателен – на свое усмотрение)
  • автопилот

После школы шкиперов я четко верила, что на борту должна быть гора электроники с радарами, аисами, приемниками погоды и т. д. Не обязательно. Вы сами для своего спокойствия и комфорта можете докупать все, что хотите.

Навигация у нас на планшете: карты Navionics, 50 евро за регион плавания.

Бак для топлива 50 литров, вода – 60. Сейчас поставили солнечные панели на 320V, микроконтроллер SunYoba. Хотя лучше взять МППТ, чуть дороже, но надежнее и с хорошей защитой от перезаряда. Докупили еще два сервисных аккумулятора 280А/час.

Кухня спиртовая на карданном подвесе. Безопасная, но не очень удобная и совсем не бюджетная: спирт найти тяжело, стоит он 3-5 евро за литр. Если во время готовки спирт в плите закончился, убираем все с плиты, открываем ее и заправляем. Спиртовых кухонь с духовым шкафом не существует.

Мы меняем свою спиртовку на газовую с духовкой. Газ есть везде, в духовке на ходу готовить безопаснее. Количество блюд, которые можно приготовить в духовке в разы больше и это все печеное, а не жареное. К тому же в море часто заканчивается хлеб, а испечь свой – одно удовольствие. У меня уже есть список того, что я приготовлю первым делом и там обязательно будет рулька.

Кокпит вмещает 6 человек, также там можно спать в теплое время. В салоне два больших дивана, с откидными спинками, за которыми большое пространство для хранения. Под диванами – объемные рундуки.

Гальюн работает на мышечном труде: закончили, помпой прокачали 10-15 раз. Когда фосфорится море, поход в туалет превращается в веселый аттракцион, ведь промывается горшок забортной водой, которая «горит» огнями по всем трубам. ⠀

Носовая каюта на двух взрослых человек. Всего на яхте у нас 11 спальных мест летних и зимних. Когда на улице нет влажности, спим на палубе под звездами. В салоне же каждый выбирает себе, где спать сегодня под настроение. В холодное время года закрываем носовую каюту и все вместе спим в салоне. Еще одно спальное место у нас за штурманским столиком, но его мы используем как кладовку. 

Вся электрика, которая у нас была у штурманского стола, перенесена на стойку на улице. Кэп (он же муж – прим. ред.) завершил проект: построил из стекловолокна стойку у штурвала и разместил там все управление. Очень удобно, когда управляешь лодкой в одиночку. Не нужно никого звать включить ходовые огни, включить заряжаться планшет.

Понаблюдать за жизнью семьи Суриковых на яхте можно через:

Если история этой необычной семьи вас вдохновила, мы ждём вас для аренды яхты.

Добавить комментарий