Осенью владельцы яхт и чартерные компании начинают думать о зимнем ремонте в Европе, и о чартере в экзотических направлениях. Настало время оглянуться на сезон 2025 года в сфере аренды лодок.
В ноябре запланирована выставка яхт Paris Nautic Show, в которой участвуют судостроители, туристические агентства и чартерные компании и ждут посетителей.
Контрастный сезон 2025 года
Если все верфи, большие и маленькие, подтверждают трудный год для продаж новых и подержанных лодок (-27 % выручки у группы Bénéteau за первое полугодие 2025 года), то большинство профессиональных арендодателей на побережье Франции, напротив, довольны своим годом. Расписание заполнилось, но часто это происходило ценой агрессивных скидок и бронирований в последнюю минуту, что порой было трудно организовать для технических команд и смен экипажей.
Короткие аренды, более сложное управление
Еще одно заметное изменение — рост числа краткосрочных аренд, продолжительностью три-четыре дня, вместо традиционной недельной аренды «с субботы по субботу». В результате активность была высокой, но рентабельность ослаблена из-за более сложного и дорогостоящего управления расписанием, что снижает прибыльность некоторых баз. Тем не менее, сезон прошел удовлетворительно: клиенты активно выходили в море, чему способствовала благоприятная погода и сильное желание отправиться в море.
Шкиперы
Среди заметных тенденций года — продолжение роста числа бронирований яхт со шкипером. Эта эволюция отражает появление новой категории яхтсменов, желающих спокойно путешествовать, учиться и иначе ощущать море. Сегодняшняя задача заключается в том, чтобы удерживать этих новых моряков, сопровождать их в обучении и возможно помочь со временем стать владельцем своей яхты.
Обзор рынка круизов и аренды яхт в 2025 году
Чтобы проиллюстрировать эти выводы, GlobeSailor представляет ниже ключевые цифры и тенденции сезона 2025 года, полученные в результате анализа тысяч бронирований по всему миру: самые популярные направления, типы арендуемых яхт и изменения в привычках яхтсменов.
Самые популярные направления для круизов в 2025 году

Греция по-прежнему лидирует в рейтинге, за ней следуют Хорватия и Италия. Эти три акватории составляют чуть более 50% самых популярных направлений для круизов в 2025 году.
С долей в 21,2 % от всех отправлений в 2025 году Греция сохраняет статус любимого направления яхтсменов GlobeSailor. Ее 2700 парусных судов, размещенных в более чем 25 маринах, предлагают огромный выбор — от первого круиза по Ионическому морю, идеально подходящего для начинающих моряков, до более спортивных приключений по Эгейскому морю, от Спорад до Киклад. Между уединенными бухтами, живописными тавернами и солнечной навигацией аренда лодки в Греции остается надежным выбором для моряков со всего мира.
На втором месте находится Хорватия, которая составляет 18,5 % всех отправлений в 2025 году. Несмотря на хорошо развитую портовую инфраструктуру и широкий выбор предложений, страна демонстрирует заметное снижение по сравнению с 2019 годом, когда доля отправлений составляла 26,5 %. Эта тенденция отчасти объясняется ростом цен и переходом на евро, что повлияло на расходы как в портах и ресторанах, так и на аренду лодок. Далматинские острова не потеряли своей привлекательности, однако яхтсмены стали более внимательны к соотношению цены и качества.
Россияне, не захотели получать Шенгенскую визу (или ее не дали) по прежнему предпочитают Турцию, Черногорие и Сейшельские острова.
Повышение цен на круизы: инфляция… но не только!

В период с 2019 по 2025 год средняя стоимость аренды парусника выросла на 36 %, с 3362 евро в неделю в 2019 году до 4556 евро в 2025 году! Этот рост, похоже, стабилизируется с 2023 года.
Этот значительный рост цен можно объяснить увеличением стоимости покупки лодок после ковида на 25-35 %, а также общей инфляцией, ростом цен на энергию, сырьё, портовые сборы, страховки и зарплаты персонала, работающего на базах аренды. Рост цен также связан с размером и типом арендуемых судов и с увеличением числа современных катамаранов и всё большим количеством комфортного оборудования на борту.
Подобно аренде лодок, значительно выросло и количество круизов (организованных туров на небольших яхтах и катамаранах с экипажем). Средняя цена каюты на двоих составляла в 2019 году 3027 € за неделю, а в 2025 году — 3747 €, что соответствует 24% росту. Аналогично, к этому увеличению приводят рост зарплат экипажей, затраты на покупку и обслуживание судов, а также расходы на снабжение. Вероятно в ближайшие годы эти цены должны стабилизироваться или даже снизиться…
Все больше и больше аренд катамаранов

В 2019 году круизы на катамаранах составляли 33,6% от общего числа отправлений, а в 2025 году — 46,9%, то есть почти каждый второй круиз будет осуществляться на катамаране.
Конечно, покупка лодок сегодня дороже, чем в 2019 году, но наблюдается, что несмотря на заметный рост цен на аренду в последние годы, клиенты всё чаще выбирают катамараны вместо однокорпусных лодок, хотя они дешевле… Также в этом году 41% наших клиентов решили отправиться в плавание с профессиональным шкипером на борту!
Таким образом, мы наблюдаем рынок, на котором спрос смещается в сторону более просторных и комфортабельных яхт, часто с услугами шкипера на борту и даже кока с полным пансионом.

Неудивительно, что катамараны лидируют в рейтинге самых арендуемых яхт в 2025 году: в ТОП-10 представлены 7 катамаранов (Lagoon, Bali, Excess) и 3 однокорпусные яхты (Oceanis, Dufour, Bavaria).
Верфь Lagoon может гордиться тем, что заняла три первых места на «пьедестале» бронирований: на первом месте — Lagoon 42, затем Lagoon 46 и Lagoon 40.
Со своей стороны, Catana Group также разместила три своих модели катамаранов Bali (Bali 4.6, Bali 4.2 и Bali Catspace), при этом средняя стоимость бронирования для Bali 4.6 достигла 8571 €.
Эти различные тенденции объясняют рост средних цен на аренду. Мы имеем дело с глубокой трансформацией клиентуры: люди с небольшим опытом плавания, которые в первую очередь ищут комфорт, простор и высокий уровень сервиса, и чей бюджет на этот исключительный морской опыт может быстро вырасти!
Изменение дат отправления яхтсменов

В 2019 году яхтинг в июле и августе составили 48,1% от общего числа поездок за год, тогда как в 2025 году этот показатель составит 38,3%, то есть на 10% меньше выездов летом…!
Можно заметить, что график отправлений имеет тенденцию к «выравниванию», то есть традиционный сезонный пик в июле–августе сокращается в пользу весны и осени.
Можно предположить, что одной из основных причин является поиск более низких цен вне сезона, чтобы компенсировать инфляцию, а также желание избежать слишком жаркой и грозовой летней погоды и большого скопления людей в портах и на якорных стоянках… Само по себе это хорошо, но может нарушить расписания некоторых марин и цены, которые возможно адаптируют.
Рынок аренды лодок в 2025 году: что нужно запомнить?
Сезон 2025 года в сфере аренды яхт демонстрирует динамичное развитие рынка: рост цен, высокий спрос на комфортабельные катамараны, использование услуг шкиперов и бортового обслуживания, а также распределение поездок за пределы традиционного летнего пика.
Эти тенденции показывают, что яхтсмены прежде всего ищут комфорт, безопасность и полностью организованный отдых, даже если это требует большего бюджета. Для профессионалов это означает необходимость адаптироваться к новым ожиданиям, корректировать цены и пересматривать управление периодами высокой и низкой загрузки.
В целом рынок аренды продолжает меняться, но он остаётся перспективным для агентств и арендодателей, которые смогут удовлетворять требования всё более требовательной клиентуры, при этом сохраняя удовольствие от плавания в центре опыта.
